Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив семьи ДжиеналиевыхФото: архив семьи Джиеналиевых

Майкопчанка Елена Джиеналиева рассказала «СА» о своем непростом материнстве и о воспитании сына Эдуарда, которому был поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

Мой малыш

Когда мы с супругом узнали, что родится сын, были на седьмом небе от счастья. Долго выбирали имя, чтобы было красивым, звучным. Остановили свой выбор на Эдуарде, — вспоминает Елена. — В то время мы жили в Москве, беременность проходила легко, прак­тически до родов я продолжала работать риелтором, а значит, постоянно находилась в движении, в поездках по городу. Как говорится, ничто не предвещало…

Елена вспоминает, что ребенок до года развивался с опережением: рано сел, заговорил. Все было чудесно, молодые родители не могли нарадоваться на своего сыночка. Это теперь, спустя годы, Елена считает, что какие-то «звоночки» особенного развития присутствовали уже в раннем возрасте Эдика.

Сын почему-то любил и сидя, и встав на четвереньки, когда еще только учился ползать, раскачиваться из стороны в сторону. Но мы, молодые родители, не придавали этому значения. Наоборот, умилялись тому, как смешно он это делает, — делится Елена.

В полтора года Эдик сильно заболел ОРВИ с кишечным синдромом и высокой температурой. Ситуация была критическая, маму с малышом положили в стационар на лечение. Сын тяжело выходил из болезни, ослаб, долго шел на поправку. Он перестал говорить, отзываться на свое имя, стал избирательным в еде и словно ушел в себя.

Несмотря на то что диагноз «аутизм» ставят, как правило, детям после трех лет, проявления этого расстройства начинаются гораздо раньше — практически с самого рождения. Но зачастую их не замечают или не хотят замечать: игнорируют и родители, и доктора. Первые — из-за незнания или страха получить психический диагноз ребенку, вторые — из-за недостаточной компетентности в этой области медицины, нехватки кадров, больших нагрузок, невнимательности, — сокрушается наша героиня.

Особенный ребенок

А ведь первыми заметить проблему в развитии ребенка могут именно родители и педиатры. Елена вспоминает, что однажды ее свекровь обратила внимание, что Эдик ведет себя немного странно. Тогда ему было два года. Малыш не играл с другими детьми в сквере, не откликался на свое имя, был замк­нутым. Молодая мама не придала этому значения, решив, что все дети разные: кто-то в два года уже заучивает и декламирует стихи, а другие — молчуны, медлительны, не так активны.

Меня и саму чуть смущало поведение Эдика. Это мой первый ребенок, и у меня не было возможности сравнить, как малыш должен расти, вести себя, — призналась Елена. — Многие знакомые успокаивали: «Да он еще маленький, чуть подрастет и заговорит, так бывает у детей…» Очень жаль, что мы вовремя не забили тревогу, не обратились к нужным специалистам. Что мог нам сказать педиатр, глядя на нашего Эдика? «Ах, какой хороший мальчик: не шумит, послушный, анализы хорошие, так что, мамочка, не переживайте — перерастет…»

Драгоценное время было упущено. А ситуация с особенностями развития сына усугублялась. Он стал избегать общения, замкнулся, мог полдня просидеть один, без игрушек, в углу. И тогда мама с сыном отправились на консультацию к детскому невропатологу и психиатру. Этот прием запомнился ей на всю жизнь.

Опытная, со слов ее коллег, врач довольно долго тестировала Эдика, раскладывала перед ним специальные карточки. Сама эта процедура длилась минут двадцать. Все это время мы с папой Эдика находились в кабинете и, конечно же, очень переживали. По завершении тестирования доктор повернулась к нам и без каких-то объяснений, разъяснительной работы, не поговорив с нами, с ходу выпалила: «У вашего сына аутизм». Это стало для нас сильным ударом, настоящим шоком, — вспоминает Елена.

По возвращении из клиники домой уже маме пришлось вызывать скорую — случился сердечный приступ… Так начались новая жизнь и долгий путь реабилитации Эдика.

Но и это еще не все: для постановки окончательного диагноза и углубленного обследования в детской психиатрической больнице, когда диагноз «аутизм» у Эдика подтвердился, врач также безапелляционно заявила Елене, что с такими детьми не жизнь, а каторга, и посоветовала оставить сына в клинике.

Так и сказала: «Зачем тебе это ярмо? Ты молодая, еще родишь здорового ребеночка». — Елена и сегодня, спустя много лет, не может вспоминать эти слова медика без содрогания. — Мне даже на мгновение не пришла в голову мысль последовать совету этого врача. Это мой сын, и я буду растить его сама!

Вскоре после постановки диагноза семья Елены приняла решение переехать из Москвы в Майкоп, в город, где прошла ее юность, а рядом есть близкие и родные.

Фото: архив семьи Джиеналиевых
Фото: архив семьи Джиеналиевых

От отрицания до принятия

Я прошла все стадии: от отрицания аутизма у сына, вопросов, почему я и за что мне это, желания скрыть заболевание Эдика от соседей, коллег, друзей, от чувства безысходности до понимания и принятия этой ситуации, — призналась Елена. — Да, эти дети особенные, но у них на лбу не написано, что они аутисты. Ты заходишь в магазин, а твой ребенок не может выстоять очередь в силу своих особенностей. Эти пять минут для него как для нас десять часов! И он начинает вести себя немного неадекватно: махать руками или шуметь. Люди начинают делать замечания: «Какой невоспитанный мальчик!» Как же им рассказать, что мой сын не такой, как все…

Да и надо ли это делать? Много раз они с сыном были вынуждены просто уйти из магазина, не сделав покупок. А сколько было аналогичных ситуаций уже в общественном транспорте. Елена получила водительские права и теперь сама водит автомобиль еще и потому, что не хочет нервничать с сыном в автобусе или маршрутке.

Теперь, оглядываясь назад и вспоминая о первых шагах в реабилитации сына, поисках опытных детских врачей-неврологов, психологов, логопедов, дефектологов, она не без гордости говорит с глубоким уважением о себе и таких же мамах детей с аутизмом. Да, они были первопроходцами, когда методом проб и ошибок, а главное — маленьких открытий и побед, на ощупь продвигались по тернистому пути познания особенностей воспитания детей с расстройством аутистического спектра и их реабилитации.

Человек дождя

Аутизм — это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Малыш живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы — от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

С распознаванием и лечением аутизма в стране и в мире ситуация непростая, современное диагностирование и коррекция аутизма становятся задачей номер один для родителей таких детей.

Если первые дни учебы в первом классе мне приходилось сидеть на занятиях рядом с Эдуардом, то теперь он — уже ученик седьмого класса — с удовольствием ходит в школу, — рассказала Елена. — Лет в девять он решил практически самостоятельно научиться письму — чтобы общаться в интернете. А вот с таблицей умножения у нас так и не  получилось «подружиться», но он овладел калькулятором.

Сейчас Эдик практически полностью самостоятелен: сам готовит себе завтрак, моет посуду, наводит порядок в своей комнате. Дружит со спортом: прекрасно плавает, катается на коньках, освоил сноуборд. В последнее время увлекся ездой на велосипеде. Елена признается, что изначально очень переживала о безопасности его велосипедных прогулок по городу, но благодаря приложению в телефоне отслеживает все его передвижения по Майкопу.

Елена, как член общественной организации «Особенные дети Адыгеи», проводит большую разъяснительную работу, рассказывает о методах реабилитации семьям, где воспитываются дети-аутисты. Также она участвует в информировании населения о проблемах людей с аутизмом, проводит беседы о том, как общаться с такими людьми, рассказывает, что аутисты остро нуждаются в поддержке и общении и насколько важна для них социализация.

Проблему аутичных людей поднял в своем фильме «Человек дождя» талантливый режиссер Барри Левинсон. Он пригласил заглянуть за завесу ледяных струй, которой отгорожены от мира аутисты. Метафора оказалась удачной — людей с расстройством аутистического спектра теперь часто называют «человек дождя», — рассказывает Елена.

В своей работе активисты общественной организации «Особенные дети Адыгеи» следуют и высказыванию известного польского педагога и писателя Януша Корчака об аутистах: «Это такие же люди, но с иным запасом опыта, иными впечатлениями, иной игрой чувств, и мы их еще не знаем…» Дети с расстройством аутистического спектра — большая загадка, которую еще только предстоит разгадать.

Валерия ЛОМЕШИНА

03.04.2024 в 15:14
Возрастная категория материалов: 16+