Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер/Советская АдыгеяФото: Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея

«СА» побывала в музее пожарной охраны Адыгеи и ознакомилась с очень любопытными и редкими историческими экспонатами.

Океаны подождут

Музей был создан по инициативе председателя Совета ветеранов ГУ МЧС России по РА полковника внутренней службы в отставке Константина Дударева и в нынешнем году отмечает две даты: десять лет со дня поступления самых первых экспонатов и шесть — со дня официального открытия в 2018 году уже как Музея пожарной охраны Адыгеи. Та церемония, кстати, была приурочена к 100-летию Советской пожарной охраны.

Константин Дударев вот уже более полувека влюблен в свою профессию.

Я в юности мечтал стать капитаном дальнего плавания — бороздить морские просторы. Даже пытался поступать в одно из военных училищ, но тогда не удалось. Я не отчаялся и выбрал для себя другую профессию, о чем нисколько не жалею, — вспоминает Константин Иванович.

Его отец преподавал в Сталинградском (с 1961 года — Волгоградском) военном училище, старший брат тоже выбрал для себя службу в Советской армии. Юный Константин, глядя на них, не видел себя в гражданской профессии, поэтому в 1971 году решил поступать в Львовское пожарно-техническое училище.

Уже во время учебы он понял, что сделал правильный выбор, — будущая профессия ему понравилась.

Я осознал, насколько важна и почетна работа пожарного-спасателя. Да, это профессия с высоким фактором риска, и чтобы ею овладеть, необходимо обладать определенным состоянием души и складом характера, — считает он.

Окончив учебу, Константин Дударев четыре года прослужил в одной из пожарных частей Волгограда, затем в 1977-м по семейным обстоятельствам перевелся в Майкоп.

Сегодня его общий стаж работы в противопожарной службе — свыше пятидесяти лет. Он узнал свою профессию от а до я, прошел все должности — от курсанта до первого заместителя министра МЧС России по РА. Его богатый профессиональный опыт отмечен медалью «За ликвидацию чрезвычайных ситуаций», почетным знаком МЧС России «За заслуги», нагрудным знаком «Лучший работник пожарной охраны» и медалью «Заслуженный работник пожарной охраны РА».

Воспоминания о первых днях службы в отделе противопожарной охраны бесценны и составляют большую часть исторического формуляра — шикарно оформленного альбома, в котором запечатлена практически вся история пожарного дела в Майкопе. Причем этот формуляр находится в музее на самом видном и почетном месте. По сей день Константин Иванович собственноручно вносит в него все новые сведения, дополняя информацией и о настоящем времени пожарной службы.

Человеческая память штука не очень надежная, — рассуждает Константин Дударев. — А бумажный носитель, как нынче принято называть документы, бережно сохранит все. Свой формуляр я начал с возникновения самого города Майкопа. Немало времени провел в архивах, нашел интересные сведения, в том числе касающиеся и строительства пожарной каланчи, и открытия пожарной части. Например, мало кому известно, что Майкоп был на юге в числе первых городов Кубанской области, в которых были построены пожарные каланчи и начала свою работу пожарная служба.

Фото: Пенный генератор 50–60-х годов для тушения возгорания нефтепродуктов. Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
Фото: Пенный генератор 50–60-х годов для тушения возгорания нефтепродуктов. Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея

Сигнальные шары и пушистые усы

Среди музейных экспонатов имеется старый (начала 1900-х годов), уже пожелтевший фотоснимок пожарной каланчи. И надо сказать, что она в то время выглядела иначе: ее верхушку украшала «шапочка» — восьмиугольная крыша-козырек, над которой вверх еще метра на три возвышался флагшток типа мачты.

В то время телефонов, иных видов связи не было, и при пожаре на эту мачту поднимались огромные, диаметром от 50 до 70 сантиметров, кожаные или парусиновые шары, как знак тревоги, — рассказал Константин Иванович.

Об этом приспособлении имеются даже стихи у Самуила Маршака: «И если видел он пожар, / Плывущий дым угарный, / Он поднимал сигнальный шар / Над каланчой пожарной…» По историческим сведениям, такая вертикальная сигнальная система была и в Майкопе.

Кстати, если всмотреться в старые фотоснимки пожарных начала прошлого века, невольно обращаешь внимание, что все огнеборцы непременно обладали пышными усами! Оказывается, это не дань моде, а производственная необходимость: усы задерживали попадание в легкие дыма, ведь в то время противогазов еще не было.

Среди прочих музейных экспонатов есть выставка касок: от старой, уже раритетной (начала 60-х годов) до ультрасовременной, иностранного производства — подарок зарубежных коллег. О пожарных касках Константин Иванович может рассказать немало любопытных фактов, причем с демонстрацией как имеющихся экспонатов, так и цветных фотографий из красочного альбома пожарной службы России.

Самые первые каски пожарных были позаимствованы у военных, затем их стали делать непосредственно для борцов с огнем. История пожарной охраны
СССР ведет начало с 18 апреля 1918 года — с момента опубликования декрета «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Чуть позже появились и пожарные каски, которые изготавливались из медно-латунного сплава и непременно имели «гребешок» — это был символ пожарной формы. Служил он не столько для красоты, сколько для безопасности, так как был призван принимать на себя и гасить удары свалившегося сверху предмета. В свободное от дежурств время пожарные начищали каски до блеска. Такой вид касок просуществовал до конца 30-х годов. Накануне войны в стране было сложно с цветными металлами, и все пожарные шлемы сдали на переплавку, а им на смену пришли каски из черного штампованного металла, окрашенные в зеленый цвет. Затем на смену металлическим каскам пришли пластиковые.

Пожарный насос, сигнальные фонари, старый «ревун» — приспособление, которое в середине 70-х надевалось на глушитель пожарного автомобиля и издавало громкий звук, когда пожарная команда мчалась на пожар; колокол 1-й Майкопской городской пожарной команды для подачи сигнала «Тревога!»; уже ставшие раритетными пособия, рекомендации, памятки для огнеборцев — все это также представлено в музее.

Фото: Коммутаторный телефон руководителя пожарной службы. Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея
Фото: Коммутаторный телефон руководителя пожарной службы. Артур Лаутеншлегер/Советская Адыгея

По крупицам

Выйдя на заслуженный отдых, я сразу же решил заняться созданием музея, — рассказал Константин Иванович. — Во время службы часто бывал в Краснодаре, на пожарной технической выставке. Там собран богатейший музейный фонд пожарного дела начиная с 40–50-х годов прошлого века, а то и раньше. Еще тогда подумал: а почему бы и нам не создать такой музей?

Кстати, на открытие музея в Адыгее коллеги из Краснодара преподнесли в дар несколько экспонатов: редких документов, фотографий, альбомов. Противопожарная служба была единой в составе Краснодарского края.

Мне в сборе исторического материала, экспонатов помогали коллеги, которые нашли немало раритетных вещей. Пополнение музейного фонда идет и сегодня: буквально на днях принесли редкий старинный нагрудный значок пожарного, — делится Константин Дударев.

Гордость музея — коллекция самодельных, искусно выполненных моделей пожарных машин, от старинных до современных. Ее передал начальник отдела надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по РА по Гиагинскому и Кошехабльскому районам Эдуард Родин.

Как мы дорожим семейными фотографиями и свидетельствами успехов своих близких и родных, так и в музее бережно храним память о прошлом нашей службы, ее становлении, ее вчерашнем дне для своих молодых коллег, для истории всей страны, — заключает Константин Иванович.

Маленький, камерный музей пожарной службы за год посещают свыше тысячи человек. Музей живет, пополняет свои экспозиции. Все уникальные экспонаты собираются по крупицам.

А музей, словно капсула времени, хранит в себе историю и постоянно пополняется.

Валерия ЛОМЕШИНА

18.05.2024 в 10:35
Возрастная категория материалов: 16+