Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Дмитрий ВойновФото: Дмитрий Войнов

Студенческий музыкальный театр «Арт-Ритон» Адыгейского государственного университета спустя почти шесть лет после премьеры решил восстановить свой сказочный мюзикл «Крылья». Первоначальный сценарий был написан по мотивам сказки «Малефисента» о главной антагонистке принцессы из известной истории о «Спящей красавице». Сегодня зрителю предложат обновленную версию спектакля. Что изменилось, сколько артистов участвуют в постановке и кто исполняет роли — рассказываем в материале «СА».

Мюзикл «Крылья» — это практически авторская постановка: сценарий и тексты песен написала преподаватель АГУ, кандидат психологических наук Тереза Цергой, музыку — главный хореограф театра Татьяна Нестеренко и солист театра Юрий Конжин, инструментальную аранжировку песен сделал Александр Бащук, над вокальной аранжировкой работали солисты театра Валентина Ломидзе, Алефтина Кобазева, Юрий Конжин. Поставила мюзикл руководитель театра, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник сферы образования РФ, заслуженный работник культуры Адыгеи Галина Рева.

В 2018 году мюзикл «Крылья» стал победителем Всероссийского конкурса молодежных проектов. Красочный спектакль рассказывает о вечной борьбе добра и зла, зависти и коварстве, верности и предательстве, мести и неожиданной безусловной любви. В свете нынешних тенденций современного общества проблемы, поднимаемые авторами спектакля, становятся все более актуальными. При восстановлении мюзикла театру пришлось внести значительные изменения, которые, вероятно, будут интересны поклонникам коллектива.

 

«Мне не понравился фильм»

Руководитель театра, когда вспоминает, как начиналась работа над «Крыльями», конечно, говорит о фильме «Малефисента», главная идея которого стала интересна автору сценария мюзикла. Вопросы — возможно ли полюбить дочь непримиримого врага, какой путь для этого нужно пройти, в результате каких испытаний приходит душевная зрелость — требуют серьезного осмысления и детальной проработки. Однако фильм показал историю достижения власти ценой предательства именно в привычном нам формате «зла».

Мне не понравился фильм. Уж слишком он буквален, без тонкостей и граней. В нем ставка сделана на спец­эффекты и прекрасное исполнение главной роли (ее сыграла известная американская актриса Анжелина Джоли), остальные персонажи не проработаны, хотелось бы увидеть более четкую графичность характеров, глубину чувств, — рассказала Галина Рева.

Общая идея фильма вдохновила студенческий театр, но мюзикл — это не копия экранной версии, многое доработано и переосмыслено. «Арт-Ритон» поставил задачу детально разобраться в понимании причин и следствий. Да и сам жанр театрального мюзикла вносит свои коррективы в постановку: драматизм сюжетной линии подчеркнули музыка, тексты, хореография и костюмы.

— Наш мюзикл об общечеловеческих ценностях, ценностях любви, дружбы, добра, настоящих, искренних чувствах, которые нельзя предавать, — добавила Галина Рева.

 

Герои и антигерои в одном лице

Внутренний мир и внешние проявления героев мюзикла «Крылья» меняются на протяжении всего спектакля. Основные метаморфозы — в главной героине, той самой злой волшебнице Малефисенте. В самом начале истории она — юная, романтичная, влюбленная и в то же время отважная Защитница волшебного леса. После предательства любимого человека она, ослепленная обидой и ненавистью, прокляла новорожденную дочь негодяя Стефана. Но, наблюдая за спрятанной в лесу от страшной судьбы малышкой Авророй, Малефисента привязывается к ребенку. И неожиданно для себя тяжело переживает угрозу жизни дочери своего врага. Спасительной любовью авторы сделали не романтическую, а безусловную, необъяснимую, чистую, почти материнскую любовь.

Развивается и условный антигерой — возлюбленный Малефисенты, мальчик из конюшни Стефан. Сирота, испытавший все тяготы одинокого детства, он мечтал вырваться из нищеты и даже стать королем, «получше нынешнего — Бенедикта». Но для достижения заветной мечты Стефан ступил на тропу предательства: лишил Малефисенту ее могущества — ее крыльев и в качестве трофея принес их Бенедикту в обмен на трон. Сбылась мечта — он стал королем, но почему в душе вместо счастья — хаос, злоба и ненависть? Он не может забыть свою любовь к Малефисенте, и яд предательства, чувство вины разъедают его. Он так и остался одиноким, несчастным нелюбимым мальчиком-сиротой.

В обновленной версии спектакля произошли изменения в исполнении отдельных ролей. Некоторые актеры захотели попробовать себя в новом амплуа. Так, Руслан Жароков, например, решил, что он вырос из образа юного Стефана. Его роль сыграет Темур Ментесашвили, который мечтал о сложной характерной роли отрицательного персонажа. Ему стало интересно пройти путь от восторженного, искренне влюбленного юноши до отъявленного негодяя и одновременно глубоко страдающего человека, превратившего свою жизнь в ад.

Кстати, под новых актеров были изменены песни и их вокальные аранжировки. Песни стали тесситурно более удобными и динамичными.

 

Детские недетские роли

Спектакль показывает историю героев с самого детства: они развиваются, растут, меняются вплоть до преклонного возраста. И четверо детей, которые играли главных героев в детстве в первой постановке, со времени премьеры выросли. Сегодня они уже выпускники школ. Их заменят новые подрастающие таланты — ученики лицея № 34 Майкопа. Но к нынешним детям пришлось искать иной подход.

— Нынешние дети в своем большинстве все время спешат, у них мысль опережает слова, они просто не успевают их четко проговаривать. А если к этому добавить вялый и достаточно ленивый речевой аппарат и монотонную, однообразную интонацию, да еще и зажатый корпус, то, конечно, добиться свободной выразительной сценической речи довольно затруднительно. Но ребятишкам очень нравится участвовать во взрослом спектакле, и они стараются изо всех сил! Хочу поблагодарить родителей детей, которые поддерживают репетиции и приводят детей на дополнительные занятия, дают возможность лучше раскрыть их способности, — сказала Галина Рева.

 

Свет, цвет и центральный реквизит

В мюзикле «Крылья» самое пристальное внимание обращено, конечно, к крыльям. В новом проекте их менять не стали. Их создала Саида Цеева — бессменный художник-модельер «Арт-Ритона». Каждое «перо» крыла — это ручная работа. Несколько сотен «перьев» сделаны из десятков метров шелка. Это один из самых тяжелых реквизитов спектакля. Чтобы Малефисенте пролететь стрелой и не потерять крылья раньше времени, пришлось тщательно проработать их конструкцию. Крылья оборудовали мощными заплечниками, которые и обеспечивают плотное, устойчивое крепление на теле. При этом крылья должны легко сниматься, чтобы Стефан мог естественно отыграть их кражу.

Крылья специально не сделали черными. Цвет и роскошь костюмов позволяют раскрыть суть изменений в характере героини, ее переживания, трагедию и чистоту. Малиновый в юности и более темный, но не черный — глубокий фиолетовый после предательства.

Важны в спектакле не только цвет, но и свет, и вообще визуализация. Именно свет и проекции помогают крыльям улететь, а стенам концертного зала — раздвинуться до масштабов целого королевства и волшебного леса.

Фото: Дмитрий Войнов
Фото: Дмитрий Войнов

Крылатая душа

В сюжете мюзикла есть персонаж, которого нет ни в сказке, ни в фильме. Это старшая сестра Малефисенты — фея-воин Оливия. Именно она по старшинству должна была родиться с волшебными крыльями для защиты обитателей леса, но по какой-то причине крылатой защитницей стала Малефисента, а Оливия вынуждена только помогать владелице сильнейшего артефакта. Она не скрывает своей обиды и амбиций.

Роль придумали специально под хореографа и артистку балета «Арт-Ритона» Татьяну Нестеренко. К вопросу о развитии и метаморфозах — после нескольких лет работы в театре Татьяна захотела не только танцевать, но и сыграть «говорящую роль». Авторы решились на эксперимент, и он оказался успешным. Персонаж Оливии усилил идею мюзикла. Эта героиня тоже меняется: весь спектакль она заносчивая, дерзкая, все время недовольная поведением сестры, но в момент опасности не раздумывая закрывает собой Малефисенту, спасая ее от меча Стефана. Самое главное понимание приходит к ней на смертном одре, она не жалеет, что пожертвовала собой ради спасения сестры. В пронзительном предсмертном монологе Оливия произносит слова, ставшие своеобразным слоганом мюзикла: «Совсем не обязательно иметь крылья. Гораздо важнее иметь крылатую душу». Когда человек совершает благородные поступки, то он чувствует, как растут его крылья. О чем хотят сказать авторы? О ценностях в жизни в целом. Им хочется, чтобы некоторые представители современной молодежи изменили свои жизненные ориентиры.

Мне кажется, это весьма показательно для современных молодых людей, часть которых стремится к удовлетворению исключительно базовых потребностей. Стало нормой жить напоказ: посмотрите, я был в ресторане! Нужно обязательно заснять красиво сервированный стол и выложить в Сеть. А другие «тусили» в дорогом ночном клубе и тоже это показывают. Это бесконечная гонка за атрибутами роскошной, обеспеченной жизни для демонстрации собственной успешности. Почти никто не делится впечатлениями об интересной книге, хорошем спектакле, размышлениями о беседе с интересным человеком или качественно сделанном творческом проекте. Потребительские желания без наполнения души, эстетических и интеллектуальных переживаний — это больная тема. Мы хотим показать, что для того, чтобы быть счастливым, нужно быть душевно щедрым человеком. Делясь своей любовью и теплом с другими, ты становишься невероятно богатым. А если идешь к своей цели, сметая все вокруг, добиваешься власти, успеха ценой предательства, то в результате остаешься у разбитого корыта, — объяснила Галина Рева.

 

Загадать новые звезды

Всего в спектакле задействовано около сорока человек. Большая часть из них — это уже опытные артисты, выросшие на вузовской сцене. Найти новые звезды тяжело, признается руководитель театра. Те, кто грезит о большой сцене, едут в крупные города, где больше возможностей быть замеченным.

Можно петь дурным голосом глупые песни и собирать залы. Молодежь, видя это, думает: «Зачем тогда столько лет учиться?» А ведь музыкальное образование — это очень трудоемкий процесс. Первые значительные результаты приходят спустя годы! И для того, чтобы стать хорошим вокалистом, нужно много заниматься. Пение — это не только голос, это и слух, и музыкальность, и владение вокальной техникой, и, безусловно, музыкальная грамотность и вкус. У вокалиста должно быть развито вокальное мышление, музыкальный интеллект. Для этого необходимо погружение в музыкальную среду, изучение большого количества музыкальных предметов. Накопление большого и разно­образного музыкального багажа, — говорит Галина Рева.

И на предстоящих двух показах обновленной версии мюзикла коллектив будет стремиться показать достойный уровень мастерства, «летящие» голоса, отшлифованную хореографию и прочувствованные роли. Вкус, смысл и эмоции — с надеждой, что театр привлечет новых вдумчивых артистов и еще не раз порадует премьерами своих поклонников.

Валерия ВРУБЕЛЬ

22.05.2024 в 11:14
Возрастная категория материалов: 16+