Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: архив семьи НефляшевыхФото: архив семьи Нефляшевых

Со дня рождения Юсуфа Кадыровича Намитокова исполнилось 120 лет. «СА» публикует материал о талантливом ученом и педагоге, авторе учебников, стоявшем у истоков создания системы школьного и высшего образования региона, а также Адыгейского госуниверситета.

Семья

В нашей семье хранится старинная фотография, сделанная в Екатеринодаре в 1905-м.­ На ней две семьи — адыгская и казачья, скрепленные узами куначества. Солидный, статный мужчина в черкеске — это Кадыр Ибрагимович, а изящная, стройная молодая, даже юная, женщина с кокетливым зонтиком в руках — Хацу Тлехураевна. Это родители Юсуфа Кадыровича. А маленький ребенок в атласной черкеске, прижавшийся к отцу, — сам Юсуф. Ему один год.

Родился Юсуф Кадырович Намитоков 10 марта 1904 года в ауле Понежукай Екатеринодарского отдела Кубанской области. Его отец Кадыр Ибрагимович, 1866 года рождения, в разное время работал делопроизводителем в Екатеринодаре у известного адыгского предпринимателя Лю Трахова, был комиссаром Понежукайского ревкома, помощником секретаря народного судьи в ауле Лакшукай, народным следователем Адыго-Черкесской автономной области. Молох советских репрессий 1920-х годов коснулся Кадыра Намитокова, как и многих в эти годы. Он прошел тюрьму, вернулся в родной аул, работал секретарем исполкома Понежукайского совета депутатов и секретарем правления колхоза. В 1942 году при подходе немцев к Майкопу был оклеветан и решением «тройки» расстрелян. В 1957 году Кадыр Ибрагимович Намитоков был полностью реабилитирован, приговор в его отношении отменен и дело прекращено.

Мать Юсуфа Намитокова — Хацу Тлехураевна (урожденная Тлехас) сумела передать детям (а их было 10) любовь к своей земле, к труду, к знаниям, любовь к родному слову. Вечера с мамой, теплый хлеб из ее рук, искры домашнего очага, отражениями пляшущие на стенах дома под звуки ее сказок, пословиц и поговорок, навсегда остались в памяти Юсуфа. Всю свою жизнь он относился к матери трепетно и нежно, восхищался ее памятью и знаниями. Хацу Тлехураевна прожила 103 года и в таком возрасте могла порадовать своих правнучек, за ночь вручную сшив им для занятий танцами атласные чешки, простеганные идеальной строчкой.

 

Учеба

После школы в ауле Юсуф Кадырович поступает в Кубанское реальное училище, по окончании которого в 1920 году возвращается в родной аул и становится учителем в местной начальной школе. Этот год стал точкой отсчета и событием в жизни Ю. Намитокова: здесь он получил первый опыт работы с детьми, первый опыт преподавания. Столь любимый им Маленький принц, герой А. Экзюпери, говоривший о том, что мы в ответе за тех, кого приручаем, для Юсуфа начинался именно здесь, в этой скромной аульской школе.

В 1924 году он поступает в Московский промышленно-экономический институт (МПЭИ) и в 1927 году успешно оканчивает его. Это были замечательные годы, наполненные студенческой романтикой, целый мир, который Москва дарила молодым студентам из Адыгеи. Советская власть понимала необходимость создания региональных интеллектуальных элит, поэтому была налажена система обучения молодых талантливых людей из регионов в центральных вузах. Во второй половине 1920-х годов более 150 адыгов учились в Москве — будущие врачи, учителя, инженеры. Ибрагим Багов, выпускник Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ), станет директором Краснодарского пединститута. Тембот Керашев, окончив МПЭИ, станет классиком адыгской литературы, Ибрагим Хуажев, также выпускник КУТВа, возглавит педучилище в Краснодаре, Айса Намитоков после окончания МГУ станет представителем Адыгеи во ВЦИКе при Народном комиссариате по делам национальностей. А лучший друг Юсуфа Дауд Алиевич Ашхамаф, окончив аспирантуру в Московском НИИ этнических и национальных культур народов Востока СССР по кафедре кавказского языкознания, будет вместе с выдающимся лингвистом, профессором Н. Яковлевым участвовать в «графической революции», создаст в 1920-е годы латинизированный алфавит родного языка и станет основоположником адыгской академической лингвистики.

Впоследствии Юсуф Кадырович будет вспоминать о студенческих годах в столице с теплотой и нежностью: «В Москве, как все студенты, мы носились по выставкам и столовым, катались на фаэтоне в дни стипендий, изредка голодали, но всегда стремились узнать как можно больше, потому что хорошо усвоили, что «Емыджагьэрнэшъу» («Тот, кто не учился, — слеп»), и нам нравился ее эквивалент «Scientia potentia est» («Знание — сила»)».

Еще в студенческие годы Юсуф стал печататься в местной прессе. Он писал на родном языке (сначала на арабском шрифте, а затем и на латинице) научно-популярные статьи и брошюры об истории адыгов, о важности сельской кооперации, просвещения и образования, культурного и школьного строительства в Адыгее.

 

Педагог

После окончания Московского промышленно-экономического института в 1927 году Ю. Намитоков возвращается в родные места и начинает преподавать в Адыгейской совпартшколе. В 1920– 1930-е годы в центре Краснодара находился целый Адыгейский учебный городок, где обучалась и воспитывалась будущая национальная интеллигенция, готовились учительские кадры.

С 1929 года Юсуф Кадырович публикует на родном языке целый ряд учебников, учебных пособий и методических рекомендаций по естествознанию для учителей школ. С юности он интересовался природой. Его завораживала красота и гармония мира, на которую он смотрел рационально и стремился к ее научному обоснованию. В 1930 году Юсуф получил второе высшее образование — с отличием окончил Краснодарский государственный педагогический институт по специальности «биология и химия» и был зачислен в аспирантуру по кафедре биологии.

Уже в те годы Ю. Намитоков понимал необходимость междисциплинарного подхода, вводя в учебники по естество­знанию данные смежных наук — химии и физики. Его учебники были понятны детям, их «контент» был адекватен той среде, в которой они росли. И главное — он понимал, что детей надо приучать к самостоятельному мышлению, чтобы и после школы они не только могли использовать приобретенные знания, но и применяли навыки их поиска.

Фото: архив семьи Нефляшевых
Фото: архив семьи Нефляшевых
Еще студентом в Москве Юсуф заинтересовался идеями выдающегося биолога, основоположника отечественной экспериментальной биологии Н. Кольцова. В 1930-е годы Институт экспериментальной биологии, которым руководил Кольцов, становится признанным академическим центром и в СССР, и за рубежом. В институте сложилась школа генетиков и цитологов, разработки которой были в авангарде мировой науки. Юсуф практически стал аспирантом Н. Кольцова, но страх репрессий, обрушившихся на генетиков в 1930-е годы, вынудил его спешно уехать в Самарканд. Когда волна репрессий спала, он вернулся на родину.

С 1932 по 1942 год Ю. Намитоков — преподаватель биологии в Адыгейском педагогическом техникуме (создан в Краснодаре в 1925 году). Он работал и в Краснодарском пединституте, где прошел путь от ассистента-аспиранта кафедры биологии и зоологии до доцента этой кафедры.

Одновременно с преподавательской работой он ведет и административно-педагогическую — заведует заочным отделением и работает помощником декана на факультете естествознания Краснодарского пединститута и Адыгейского педтехникума. В 1934 году Ю. Намитокову, Д. Ашхамафу и Т. Керашеву присудили ученые звания доцентов без защиты диссертаций.

Вспоминает бывшая ученица Ю. Намитокова, первая черкешенка, получившая высшее математическое образование, старейший преподаватель Адыгейского государственного педагогического института Сафиет Мусовна Сизо: «Я обучалась в Адыгейском педагогическом техникуме с 1934 года. Юсуф Кадырович преподавал у нас биологию. Он олице­творял собой понятие «ученый» — был высококультурным, тактичным, образованным, никогда не повышал на нас голоса, не выражал отрицательного мнения. Если кто-нибудь из учащихся оказывался не подготовленным к уроку, он не кричал на него, не ругал, но очень мягким и спокойным голосом говорил ему, что сегодня он его очень огорчил и он надеется, что завтра этот ученик порадует его своими ответами. Провинившийся чувствовал себя весьма неловко и на следующий день старался хорошо подготовиться к уроку биологии».

Когда столица Адыгейской автономной области была перенесена из Краснодара в Майкоп, в 1936 году туда переехал научно-исследовательский институт, а в 1938 году — и Адыгейский педтехникум. Квалифицированных учительских кадров не хватало, в 1939 году 67 % учителей Адыгеи не имели специального педобразования. В 1940 году на базе Адыгейского педтехникума был открыт Майкопский учительский институт. Из 11 преподавателей только двое — Д. Ашхамаф и Ю. Намитоков — имели ученое звание доцента.

 

Великая Отечественная война

Великая Отечественная война разрушила и жизнь целой страны, и мечты отдельных людей. Не успев начаться, работа по созданию высшего образования в Адыгее должна была перестраиваться в соответствии с требованиями военного времени.

Профессоров и доцентов вузов на фронт не брали, Юсуф Кадырович вместе со студентами и коллегами был зачислен в народное ополчение. Вскоре оно из-за близости фронта к Майкопу стало 42-м истребительным батальоном. Юсуф, как и сотни тысяч патриотов Родины, нес боевую службу по ночам, тушил зажигательные бомбы на крышах, нес караульную службу, охраняя оружейный склад, а утром шел на работу в Майкопский учительский институт и в эвакуированный к этому времени в Майкоп Одесский университет.

В феврале 1942-го на базе ученого совета Одесского университета состоялась защита кандидатской диссертации Ю. Намитокова на тему «Антирелигиозное воспитание в преподавании естествознания», ему была присуждена степень кандидата педагогических наук.

Во время фашистской оккупации Адыгейской автономной области Юсуф Кадырович, как и многие его соотечественники, был эвакуирован — в августе 1942 года направлен в село Большое Псеушхо Шапсугского района Краснодарского края. Там он стал директором школы и одновременно начальником базы содействия погранотряду на Больше-Псеушховском участке, помогал в размещении войсковых частей по квартирам, снабжал литературой партизан, проводил беседы и лекции и всегда был уверен в будущей победе своей Родины.

После освобождения Майкопа от фашистов Юсуф Кадырович вместе с другими эвакуированными вернулся в город, стал заместителем директора по учебной и научной части Майкопского учительского института.

С 1944 года и почти вплоть до ухода на заслуженный отдых Юсуф Намитоков работал в Майкопском учительском институте, а затем и Адыгейском государственном педагогическом институте: был заместителем директора по заочному обучению (1944–1947) и завкафедрой педагогики и психологии (1940–1962). В 1957-м ему было присуждено ученое звание профессора по кафедре педагогики и психологии АГПИ.

Юсуф Намитоков одновременно работал в Адыгейском областном институте усовершенствования учителей как методист-консультант по вопросам педагогики и методики преподавания биологии.

 

У истоков этнопедагогики

Ю. Намитоков заведовал кафедрой педагогики и психологии Адыгейского госпединститута почти 20 лет. В центре его интересов была психология ребенка, ведь без знания и понимания детской души не может состояться ни один педагог.

Его программной работой, не потерявшей актуальности и для нашего времени, является статья «Адыгейская народная педагогика о воспитании детей». В этой работе впервые был поставлен вопрос о необходимости использования опыта адыгской народной педагогики, о возрождении традиций педагогической культуры народа, о том, чтобы народная педагогика вошла в сферу академического знания и начала служить обществу.

Ученый-педагог был убежден, что эффективную воспитательную работу школа может строить лишь на основе тысячелетнего опыта народной педагогики, культурно-исторических традиций и обычаев.

Намитоков считал, что адыгские пословицы и поговорки обладают неисчерпаемым ресурсом в воспитании детей. Они способны выработать у ребенка бережное отношение к слову, к родной речи, культивировать честность, мужество, принципиальность и воспитать у молодежи качества «адыгагъэ». Проблемы, поставленные в этой статье, получили дальнейшее развитие в работах современных ученых. Так, профессор И. Шоров называл Ю. Намитокова «первым исследователем адыгской педагогики».

Всего Намитоковым было написано более 50 книг и учебников для учителей и учащихся школ и около 200 статей по педагогике, психологии, филологии, био­логии и другим отраслям знаний.

Юсуф Намитоков, кроме всего, был и отличным организатором. Благодаря его стараниям в Адыгее было организовано областное отделение Педагогического общества РСФСР, он стоял у истоков областной организации общества «Знание», был первым председателем его правления (1950–1960), неоднократно избирался в руководящие органы краевой и областной организаций общества.

За самоотверженный труд в мирное и военное время Ю. Намитоков был награжден тремя орденами: Трудового Красного Знамени (1949), Отечественной войны II степени (1985), «Знак Почета» (1957) — и девятью медалями.

Можно сказать, что Юсуф Намитоков — интегрирующая личность. Ему были присущи редкая интуиция, большая работоспособность, чувство нового. Он всегда испытывал радость творчества, радость педагогического труда.

Наима НЕФЛЯШЕВА,

Индира НЕФЛЯШЕВА

23.05.2024 в 10:33
Возрастная категория материалов: 16+