Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: УФСИН по РАФото: УФСИН по РА

Тридцатого июня сотрудники службы охраны УФСИН России отметят профессиональный праздник. В преддверии даты «СА» побывала на одном из режимных объектов Адыгеи.

 

На посту с оружием

«Караул! В ружье!» Сирена оглашает окрестности исправительной колонии. Обгоняя бойцов, вперед несется рыжая «молния» — овчарка Ролекс. Он забирает немного вправо, успевая «проверить» лесополосу на предмет нахождения там нарушителя. Никто не знает — тревога учебная или боевая, поэтому все вооружены и экипированы. Через минуту, когда осмотрен весь «проблемный» участок, начальник караула дает команду «Отбой!». Сработку тревожной сигнализации вызвала ворона, решившая отдохнуть на «егозе» — колючей проволоке, натянутой поверх основного ограждения, разделяющего два мира — обычный и «за решеткой».

— Сотрудник отдела охраны не контактирует с осужденными. Он может прослужить в колонии десятки лет, но ни разу не побывать внутри «зоны», каждую смену наблюдая за той, «другой» жизнью лишь с высоты наблюдательной вышки, — рассказывает заместитель начальника республиканского УФСИН, курирующий вопросы организации службы охраны, полковник внутренней службы Юрий Садыков.

В Адыгее две исправительные колонии строгого режима — в поселках Энем и Тлюстенхабль. Общая длина периметра охраняемой территории — более двух с половиной километров. Здесь отбывают наказание опасные преступники, осужденные дважды и более раз за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. В общую численность сотрудников отдела охраны входят часовые, кинологи, оружейники, сотрудники постов видеоконтроля и службы технического обеспечения.

Сотрудники службы охраны — единственные в колонии, кто вооружен. Но каждую смену каждый боец надеется, что ему не придется нажимать на спусковой крючок. По признанию самих наших охранников, только взяв в руки боевое оружие, начинаешь понимать ответственность. Не стесняясь высоких слов, могу сказать, что в чрезвычайной ситуации решение о применении оружия будет зависеть только от тебя. Долг часового — пресечь преодоление осужденным запретной зоны, не дать ему возможности совершить побег, — объясняет наш собеседник.

 

Тяжело в учении

Ежедневно в 7:30 начинается рабочий день сотрудников охраны — в караул заступает новая смена. Медосмотр проходит каждый заступающий на службу. Часто традиционный ответ, что жалоб нет, не устраивает медика. Сотрудника с повышенной температурой или давлением могут не допустить к службе.

Тщательно следят не только за физическим здоровьем личного состава отдела охраны, с ними постоянно работают психологи. Эти специалисты хорошо знают каждого бойца в карауле, и даже небольшое изменение в манере поведения сразу бросается в глаза. После дежурства психологами проводятся сеансы релаксации, чтобы избежать профессионального выгорания на службе.

На инструктаже караула новому человеку кажется, что день в день командиры зачитывают одни и те же приказы и инструкции, десятки раз записанные в тетрадках по боевой подготовке, конспектах и годами озвучиваемые на таких занятиях. Но каждый шаг для часового должен быть доведен до автоматизма, чтобы в экстренной ситуации он не задумывался, не вспоминал конспекты. Повторяем устно, повторяем на практике, — рассказывает Юрий Садыков.

В каждом учреждении есть учебный городок с полноразмерной наблюдательной вышкой и ограждениями, где несколько раз в день отрабатываются алгоритмы по вводным: «Побег», «Нападение на пост» и другим. Сейчас один из сотрудников изображает осужденного, пытающегося совершить побег, второй находится на наблюдательной вышке с автоматом, готовый к действиям.

Стой! Стрелять буду! — кричит «учебный» часовой и стреляет в воздух. Приглушенно, «по-учебному» воет сирена, выдвигается резервная группа караула, и вот под угрозой применения оружия «беглец» задержан.

 

Такая служба

На посту нельзя: пользоваться гаджетами, читать, слушать музыку, даже принимать пищу, так как это все может отвлекать часового от бдительной службы.

На каждом посту часовой стоит примерно по часу, отвлекаться и выпускать из рук оружие нельзя. Единственный человек, который может подняться на пост, — это начальник караула, но и то при условии, что он назовет правильно цифровой пароль на смену. «Стой! Кто идет? Начальник караула, ко мне! Остальные — на месте!» Если пароль будет назван правильно, то далее — «Продолжить движение!» Каждые 15 минут доклад: «Часовой шестого поста, на посту без происшествий»; три — четыре коротких доклада в час, и все. Через час приходит смена караула, а наряд идет на следующий пост, там снова час, и так далее, — рассказывает полковник.

Начальник караула — самый главный командир на период смены, контроль за охраной колонии полностью лежит на нем. Он выставляет посты, меняет часовых, следит за обстановкой, принимая доклады от часовых, ведет постовую ведомость.

Пост номер восемь, под охраной состоит участок периметр…, слева до разгранзнака… справа до разгранзнака … Пост сдал — четкие фразы буквально «отскакивают от зубов», словесная сдача поста зазубрена часовым до автоматизма. Каждую смену начальник караула слышит эти фразы по десятку раз. У него нет возможности манкировать своими обязанностями — именно на нем держится охрана. Он должен владеть всей информацией и каждую минуту быть в курсе ситуации. Знать поименно всех своих бойцов, не только их обязанности согласно приказам, но и специфику несения службы на том или ином посту. Даже служебных собак, несущих службу в своей смене, он должен знать по кличкам, — рассказывает Юрий Садыков.

 

Человек с автоматом

Телефон в караульном помещении не смолкает ни на минуту — доклады, сообщения, сведения о сработках технических средств охраны — специальных датчиков, расположенных в пределах периметра «зоны».

Сильный ветер качнул датчик движения — сработка! Птица села на ограждение — сработка! Кошка решила погулять по запретной зоне — сработка! Звучит тревожный сигнал, и бойцы по тропе караула выдвигаются на место происшествия. Бегом, в полной экипировке, потому что никто не может знать, в чем причина сработки — птица, решившая отдохнуть на высоком заборе, или осужденный-рецидивист, решившийся на побег.

Тропа караула — узкая полоса между двумя ограждениями (внутренним и внешним), по которой и передвигаются сотрудники от поста к посту, от вышки к вышке. Кстати, все работы на тропе: ремонт, чистка снега, покос травы, вспахивание контрольно-следовой полосы — производят сами бойцы отдела охраны в свободное от службы время. Причина банальна: расположение специальных сигнальных датчиков, видеокамер и особенностей ограждений — информация исключительно для служебного пользования.

В последние годы весь периметр исправительных колоний, то есть территория, находящаяся под охраной, — под видеонаблюдением. Кстати, на постах, чтобы начальник караула мог контролировать часовых, тоже установлены камеры, — рассказывает полковник Садыков.

Но, несмотря на то, что весь периметр находится под видеонаблюдением, основная роль отводится «человеку с ружьем» — часовому.

Часового с автоматом не сможет заменить никакая автоматика, ни видеокамеры, ни высокие заборы. Человек в сотни раз внимательнее бездушной электроники, а оружие в его руках — сильный сдерживающий фактор для возможного нарушителя, — уверен офицер.

Есть у бойцов и время на отдых. За час-полтора кто-то успевает перекусить, в ночное время выпить кофе, чтобы не клонило в сон, сразиться в нарды или шахматы, полистать журнал. Спать категорически запрещено!

 

Четвероногие бойцы

Службу по охране исправительных учреждений служебные собаки несут и в будни, и в праздники, невзирая на непогоду. Квалифицированные инструкторы не только ухаживают за своими питомцами, но и воспитывают их, превращая из обыкновенных собак в служебных. Кличка для собаки во многом определяет характер. В подразделениях охраны служат Линда, Жан-Жофрей, Дина, Ролекс, Чара.

Кинологи и их питомцы показывают результаты в работе, неся службу по охране исправительных учреждений, пресекая доставку запрещенных предметов и веществ на территорию зоны.

Добродушный пес Ролекс нетерпим к нарушителям закона и службу несет как положено. Собаку по поиску наркотических средств зовут Сара. Она — лабрадор-ретривер. Буквально на днях ей исполнилось полтора года.

Инструктор-кинолог изъявил желание работать с Сарой — со своей личной собакой, и сейчас она только приучается к поиску запрещенных веществ, но уже делает успехи, — с гордостью говорит полковник.

 

Напутствие молодым

Юрий Садыков — кадровый офицер, окончил Ташкентское высшее военно-техническое училище МВД, служил в конвойных частях и подразделениях охраны, прошел нелегкий путь от командира взвода до должности заместителя начальника Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Адыгее.

Я смотрю на ребят, пришедших на службу, и всегда говорю им, что легко не будет! Служба в УИС сложна, но необходима государству, потому что, пока существуют законы, те, кто их нарушает, будут нести назначенное судом наказание. Слова «защита» и «охрана» на первый взгляд похожи, но смысл у них разный. Повседневная служба караула — это не только охрана колоний, где отбывают свой срок осужденные преступники, это еще и защита граждан от криминального мира. И пока на посту часовой, будьте спокойны — все под охраной!

Владимир ЛЕВИТИН

 

30.06.2024 в 11:14
Возрастная категория материалов: 16+