Официальный сайт республиканской газеты "Советская Адыгея"
Фото: Артур Лаутеншлегер /Советская АдыгеяФото: Артур Лаутеншлегер /Советская Адыгея

В столице Адыгеи прошел рейд по выявлению доступности общественного транспорта для инвалидов-колясочников. По обращениям жителей Майкопа его организовал Общероссийский народный фронт при участии Всероссийской организации родителей детей-инвалидов Адыгеи. «СА» вместе с общественниками приняла участие в мероприятии.

 

Социализация инвалидов

С каждым годом Майкоп становится краше — развивается инфраструктура, автомобилистов и пешеходов радуют новые дороги и тротуары, общественный транспорт бесперебойно везет пассажиров в разные концы города. Однако есть категория граждан, которая, несмотря на все новшества, не может в полной мере ощутить эти улучшения, — это инвалиды-колясочники, в том числе и несовершеннолетние.

Здоровый, свободно передвигающийся человек вряд ли замечает на своем пути препятствия, но они порой становятся непреодолимыми для человека с ограниченными возможностями здоровья.

Доступная среда для инвалида — это такая же необходимость, как еда, вода, воздух. Без нее человек оказывается запертым в четырех стенах и угасает. Его мир ограничивается кусочком голубого неба в окошке. Социальная политика России всесторонне направлена на улучшение жизни людей с ограниченными возможностями здоровья. Принимаются законы, обязывающие как муниципалитеты, так и бизнес оснащать объекты и территории элементами доступной и безопасной среды.

И действительно, за последние десятилетия в Майкопе совершен настоящий прорыв: во многих учреждениях установлены пандусы, кнопки вызова сотрудников. На тротуарах выполнено занижение бордюрного камня для съезда инвалидных колясок. Закуплен специализированный транспорт…

— Вопрос доступной среды в городе и доступности общественного транспорта — это не просто о том, чтобы кудато съездить инвалиду. Все гораздо глубже и сложнее. Нет у человека с ограниченными возможностями здоровья в доме пандуса — он просто не выйдет из дома. Если говорить о детях, то при отсутствии транспорта ребенка элементарно не смогут привезти в образовательное учреждение. А это означает домашнее обучение и ограничение контактов. Поэтому сейчас мы не просто «инспектируем» общественный транспорт — мы поднимаем важную проблему социализации инвалидов,— говорит председатель регионального отделения Всероссийской организации родителей детейинвалидов Анна Рауд.

 

Задача повышенной сложности

В рейде приняли участие активист Общероссийского народного фронта (ОНФ) инвалид-колясочник Элеонора Халатова и мама ребенка с ДЦП Анастасия Ваганова.

Анастасия — мама 4-летнего Вити, у него детский церебральный паралич и эпилепсия. Воспитание тяжелобольного ребенка — невероятный труд, моральный и физический.

— Я приезжаю в Майкоп с ребенком 2-3 раза в неделю из Ханской или Родникового. Чтобы сэкономить, доезжаю на такси до Черемушек и оттуда уже пытаюсь уехать на общественном транспорте до поликлиники или Детского диагностического центра. Сколько времени потрачу на ожидание нужного маршрута, да еще и низкопольного, — неизвестно. Сына перевожу в специализированном кресле-коляске, очень тяжелом. Заехать без посторонней помощи в транспорт сложно. Помогают добрые люди. Иногда по возможности меня сопровождает старший сын, — делится Анастасия.

Элеонора Халатова передвигается по городу на короткие расстояния на активной коляске. На дальние — пользуется социальным такси. Его наличие в Майкопе — это в прямом и переносном смысле глоток свежего воздуха. За несколько лет существования соцтакси инвалиды оценили его технические преимущества: просторную кабину, наличие пандуса для въезда на спецколяске и другие. Однако такси остается такси, которое не решает потребности всех маломобильных граждан столицы региона. В основном потому, что машин всего несколько и запись на поездку осуществляется заранее за несколько дней, а то и недель.

Фото: Артур Лаутеншлегер /Советская Адыгея
Фото: Артур Лаутеншлегер /Советская Адыгея

 

40 сантиметров до бордюра

Для оценки доступности общественного транспорта была выбрана одна из самых оживленных в городе остановок общественного транспорта — «Центральный рынок». И неспроста, поскольку здесь сосредоточено большинство маршрутов, ведущих в разные концы города. Отсюда уезжает транспорт в сторону кондитерской фабрики, Свято-Троицкого кафедрального собора, в микрорайоны Восход и Михайлово. Итак, смогут ли участники нашей контрольной группы беспрепятственно уехать по запланированному маршруту?

Мимо один за другим проезжают маршрутные такси, автобусы и троллейбусы «старого образца» — этот транспорт изначально не предусмотрен для перевозки колясочников, его мы даже не берем в расчет. Вот проезжает низкопольный троллейбус, но из-за стоящего на остановке автобуса останавливается аж метрах в трех от остановки! Бордюр здесь высотой более 15 сантиметров. И пытаться на активной коляске самостоятельно съехать с него на дорогу и приблизиться к троллейбусу равносильно самоубийству.

Ожидаем дальше. Новенький автобус, один из закупленных благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги», подруливает к остановке, двери открываются, с забавным звуком автобус занижается до уровня бордюра. Но из-за припаркованного в нарушение правил легкового автомобиля у автобуса не хватает места для маневра, и от остановки его отделяет примерно 40 сантиметров. Для обычного человека это длина среднего шага. Для колясочника — целая пропасть.

К нашему сожалению, у данного низкопольного автобуса не обнаружилось выдвижного пандуса у двери, предназ- наченной для завоза колясок. Даже если он и предусмотрен, мы его не увидели. Несмотря на то, что Анастасия — опытный «водитель» детской инвалидной коляски, в автобус ее закатила с трудом.

Кстати, современные детские инвалидные коляски практически не отличаются от колясок для здоровых детей. И водители в зеркало заднего вида могут не понять, что на остановке мама с инвалидом нуждается в помощи. А вес такой коляски без ребенка может достигать 30 килограммов, плюс вес ребенка, и коляска становится неподъемной для женщины. Кроме того, если в автобусе уже стоит пассажир с коляской, то вторая коляска — инвалидная в силу своих габаритов уже не поместится в салон.

Другому низкопольному автобусу удается припарковаться чуть ближе. Но его водитель так резво закатывает нашего «испытателя» Элеонору, что у нее дух захватывает!

— Тише, тише, — переживаем мы в один голос.

Водителя, конечно, можно понять, у него определенные временные рамки, он торопится. Но нужно не забывать, что в коляске сидит взрослый тяжелый по весу человек, одно неаккуратное движение с непривычки — и может произойти трагедия.

Наконец, подходит низкопольный троллейбус. Водитель замечает на остановке контингент, нуждающийся в помощи, и старается припарковаться максимально близко. Он выходит к нам, на ходу надевая перчатки.

— День добрый! Кто у нас пассажир? — улыбается водитель.

Быс трым отработанным движением он устанавливает выдвижной пандус на тротуар (перчатки нужны как раз для этого). Затем аккуратно завозит Элеонору в троллейбус в специально отведенную для этого зону, расположенную напротив центрального входа. Также легко он вывозит участницу рейда на остановку.

— Вы в следующий раз старайтесь находиться посередине остановки. И помните: нужно дождаться водителя и не пытаться самостоятельно заехать в транспорт — это нарушение техники безопасности, — дает напутствие водитель.

Задача выполнена! Мы убедились, что в специализированные троллейбусы при помощи водителя можно заехать комфортно и безопасно.

 

Мостик в полноценную жизнь

Итак, опытным путем мы выяснили следующее. По любому троллейбусному маршруту маломобильные граждане могут уехать на специализированном транспорте с выдвижным пандусом. Но не смогут добраться на автобусах № 10 и № 14, следующих в Ханскую и Гавердовский, а также № 1 и № 2, идущих к Свято-Троицкому кафедральному собору в район старого базара. На этих маршрутах курсируют автобусы старого образца, с узкими дверьми и высокими ступеньками.

— Хотелось, чтобы на каждый городской и пригородный маршрут было хотя бы по одной специализированной единице транспорта, которая будет ходить по четкому расписанию, и под нее могли бы подстраивать свои выезды маломобильные граждане, — такое решение проблемы видит Анастасия Ваганова.

Новые низкопольные автобусы, идущие в районы Михайлово, инфекционной больницы, Восход, Черемушки, довезут пассажира в инвалидной коляске при одном условии: он должен вплотную «припарковаться» параллельно бордюру. Надеемся, что в будущем водители будут стараться подъезжать максимально близко к остановкам.

Им скажут спасибо не только люди с ограниченными возможностями здоровья, но и все молодые мамочки с колясками, которые пользуются общественным транспортом. Не стоит забывать и о пенсионерах: им каждый шаг дается с трудом, многие ходят медленно, опираясь на трость.

— Как показывает практика, после подобных мониторингов ситуация меняется в лучшую сторону. Нам нужно менять мышление общества. Пусть это происходит медленно, но если мы не будем привлекать внимание — не поменяется вообще ничего, — акцентирует Анна Рауд.

Но если быть чуточку внимательнее в повседневной суете, то пандус из простого куска бездушного металла превращается в живую руку помощи и становится настоящим мостом в полноценную жизнь. Главное, чтобы рядом был тот, кто эту руку протянет.

Елена МАРКОВА

03.07.2024 в 09:48
Возрастная категория материалов: 16+